Во всем мире признано, что лучшие
условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и
музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают
дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль
педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего
развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые
позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к
музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать
методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать
значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие
ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются
врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями,
отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный
уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и
классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные
спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком .
Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям
музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены
музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как
родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как
к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную
«легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все
возможности для применения различных видов музыкальной деятельности
(восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная
деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок
постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает
разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные
способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать
музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании
(грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее
доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных
занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует
профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты -
игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей
игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе
дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для
забавы.
Реже всего в семьях занимаются с
детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных
музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во
время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они
маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на
фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной
деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на
музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные
знания стихийно, без какой - либо системы.
Таким образом, в семье дети получают
реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то
«двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные
способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен
учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в
которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий